Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее актуальных в современной дошкольной дефектологии.
Дети с ЗПР составляют значительную часть контингента дошкольных образовательных учреждений и характеризуются особыми образовательными потребностями, требующими специальных психолого-педагогических подходов в обучении и воспитании.
Ключевой особенностью данной категории детей является недостаточность развития эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в эмоциональной неустойчивости, импульсивности, низкой саморегуляции, трудностях в установлении межличностных контактов.
Данные особенности оказывают существенное влияние на социальную адаптацию и успешность обучения детей с ЗПР, что обуславливает необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы в этом направлении.
Одним из эффективных средств развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР является игротерапия, которая позволяет в игровой форме решать задачи эмоционального, коммуникативного и поведенческого развития.
Игротерапия создает условия для активизации эмоциональной сферы ребенка, развития навыков саморегуляции, произвольности, а также способствует формированию положительных межличностных отношений. Особую роль в организации игротерапии для детей с ЗПР играет учитель-дефектолог, который обладает необходимыми компетенциями в области диагностики, проектирования и реализации коррекционно-развивающих программ.
Таким образом, изучение возможностей игротерапии как средства развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста на занятиях учителя-дефектолога является актуальным направлением исследования в дошкольной дефектологии.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности использования игротерапии как средства развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста на занятиях учителя-дефектолога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по проблеме развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР, а также использования игротерапии в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и разработать программу использования игротерапии как средства развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР на занятиях учителя-дефектолога.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы и провести сравнительный анализ результатов диагностики эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР до и после ее реализации.
5. Разработать методические рекомендации для учителей-дефектологов по использованию игротерапии в работе с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является использование игротерапии как средства развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста на занятиях учителя-дефектолога.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование игротерапии на занятиях учителя-дефектолога будет способствовать более эффективному развитию эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, а именно:
- повышению уровня эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
- снижению импульсивности и агрессивности в поведении;
- развитию навыков межличностного взаимодействия и коммуникации;
- формированию произвольности и целенаправленности деятельности.
Реализация программы игротерапии, разработанной с учетом особенностей детей с ЗПР, позволит достичь более высоких показателей развития эмоционально-волевой сферы в сравнении с детьми, не участвовавшими в данной программе.
I. Теоретический обзор
1. Обзор отечественной и зарубежной научно-методической литературы по проблеме НИР
1.1. Понятие и характеристика задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм нарушений психического развития у детей дошкольного возраста [5, с. 244-268].
Согласно определению К.С. Лебединской, ЗПР представляет собой замедление темпа развития психических функций, при котором отмечается недостаточность общего запаса знаний, незрелость мышления, малая интеллектуальная целенаправленность, быстрая истощаемость [18, с. 168].
Дети с ЗПР составляют значительную часть контингента дошкольных образовательных учреждений и характеризуются особыми образовательными потребностями, требующими специальных психолого-педагогических подходов в обучении и воспитании [1, с. 10-21].
Ключевой особенностью данной категории детей является недостаточность развития эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в эмоциональной неустойчивости, импульсивности, низкой саморегуляции, трудностях в установлении межличностных контактов [2, с. 6-9; 4, с. 58-64; 32, с. 176-179].
Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста характеризуются повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к аффективным реакциям. Они быстро истощаются, не могут длительно сосредоточиваться на задании, часто отвлекаются, проявляют негативизм, агрессивность, импульсивность в поведении [3, с. 96; 27, с. 203].
E них отмечаются трудности в регуляции деятельности, планировании, самоконтроле, что затрудняет формирование произвольности и целенаправленности [29, с. 480].
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР оказывают существенное влияние на их социальную адаптацию и успешность обучения [8, с. 280; 20, с. 400].
Дети данной категории испытывают значительные трудности в установлении межличностных контактов, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, что затрудняет их включение в коллективные формы деятельности [22, с. 124; 31, с. 203].
Таким образом, задержка психического развития у детей старшего дошкольного возраста характеризуется недостаточностью развития эмоционально-волевой сферы, проявляющейся в эмоциональной неустойчивости, импульсивности, трудностях саморегуляции и межличностного взаимодействия.
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
Эмоционально-волевая сфера детей с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуется рядом специфических особенностей, оказывающих существенное влияние на их социальную адаптацию и успешность обучения [8, с. 280; 20, с. 400].
Одной из ключевых особенностей является эмоциональная неустойчивость и лабильность [2, с. 6-9; 27, с. 203].
Дети с ЗПР отличаются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, быстрой истощаемостью. Они часто проявляют негативизм, агрессивность, импульсивность в поведении, что затрудняет их взаимодействие со сверстниками и взрослыми [3, с. 96; 31, с. 203].
У детей с ЗПР отмечаются трудности в регуляции деятельности, планировании и самоконтроле [29, с. 480]. Они с трудом могут длительно сосредоточиваться на задании, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца, что обусловливает низкую произвольность и целенаправленность их деятельности [5, с. 244-268; 9, с. 160].
Особую проблему представляют трудности в установлении межличностных контактов и взаимодействии с окружающими [22, с. 124; 31, с. 203].
Дети с ЗПР испытывают значительные трудности в понимании эмоциональных состояний других людей, выражении собственных чувств и эмоций, что затрудняет их включение в коллективные формы деятельности.
Таким образом, для детей с ЗПР характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, трудности саморегуляции и межличностного взаимодействия.
1.3. Игротерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
Одним из эффективных средств развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является игротерапия [4, с. 58-64; 12, с. 400; 30, с. 137-138].
Игротерапия позволяет в игровой форме решать задачи эмоционального, коммуникативного и поведенческого развития, создавая условия для активизации эмоциональной сферы ребенка, развития навыков саморегуляции и произвольности [13, с. 209-212; 26, с. 48].
В процессе игровой деятельности дети с ЗПР получают возможность безопасного выражения своих чувств и эмоций, отреагирования негативных переживаний [25, с. 128].
Игра способствует снижению эмоциональной напряженности, импульсивности, агрессивности в поведении [7, с. 244-268; 21, с. 190].
Игротерапия способствует развитию навыков межличностного взаимодействия и коммуникации у детей с ЗПР.
В процессе совместных игр они учатся понимать эмоциональные состояния других людей, выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [22, с. 124; 31, с. 203].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. – М.: МГППУ, 2013. – С. 10-21.
2. Анисимова, Л. А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ / Л. А. Анисимова, Ю. Н. Каширская // Молодой ученый. – 2021. – № 11.1 (353.1). – С. 6-9.
3. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
4. Богданова, В. В. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игротерапии / В. В. Богданова // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания: Сборник материалов II международной научной конференции, Красково, 11–12 апреля 2018 года. – Красково: Издательство «Перо», 2018. – С. 58-64.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
6. Воронова А.А., Трунова А.В. Использование цифровых технологий в деятельности дефектолога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-2.
7. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 244-268.
8. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
9. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
10. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
11. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. – М.: Владос, 1995. – 112 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2001. – 400 с.
13. Ихсанова, С. В. Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений / С. В. Ихсанова. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва: Буки-Веди, 2012. – С. 209-212.
14. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
15. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: Владос, 2001. – 208 с.
16. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Кумариной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 285 с.
17. Лашманова О. А. Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №13.
18. Лебединская, К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская. – М.: Педагогика, 1982. – 168 с.
19. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
20. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
21. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2000. – 190 с.
22. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер. – М.: АРКТИ, 2000. – 124 с.
23. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 318 с.
24. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
25. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
26. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
28. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 64 с.
29. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
30. Привалова, Л. П. Коррекционно-развивающая игротерапия в работе учителялогопеда с детьми, имеющими умеренную и тяжёлую форму нарушения интеллектуальной сферы / Л. П. Привалова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования, Екатеринбург, 30–31 октября 2014 года / Научные редакторы: И. А. Филатова, О. В. Алмазова. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. – С. 137-138.
31. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская, Т. А. Добровольская, И. П. Пржялковская и др.; под ред. О. В. Защиринской. – СПб.: Речь, 2003. – 203 с.
32. Узких, Н. Ю. Диагностика эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: обзор диагностичекого инструментария / Н. Ю. Узких // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 22 апреля 2015 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – С. 176-179.
33. Хазова С.А., Майорова М.Н. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития на занятиях коррекционной ритмикой // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – №2.